C чего начинается бизнес


Идея и деньги для ее воплощения – вот что требуется для успешного начала собственного бизнеса. Однако на практике оказывается, что только этого недостаточно.


Бизнес можно построить без плана

Срок годности бюджета – двое суток. Озвучил этот тезис первый выступающий Евгений Чичваркин, председатель совета директоров компании «Евросеть». По его мнению, в России бизнес до сих пор строится «без единой цифры». Да они сейчас и не нужны. Такие элементы управления, как бюджетирование, управленческий учет, бизнес-планирование, – это все «инструменты тонкой настройки». Потребность в них возникает, когда бизнес уже разросся, окреп и практически перестал расширяться. В этом случае получить конкурентное преимущество компания может только за счет того, что немного снизит себестоимость, отладив для этого свой бизнес-процесс «до блеска». Это поможет «чуть улучшить бизнес» и таким образом несколько вырваться вперед.

Время бизнес-планирования придет, когда в компаниях будет высокий уровень менеджмента, когда все ниши будут плотно заняты. Тогда понадобится серьезная работа по снижению издержек. И, как следствие, руководители начнут интересоваться подробнейшей детализацией своих затрат. Собственный же опыт создания бизнеса г-н Чичваркин сформулировал следующим образом: «Некогда было писать бизнес-план, нужно было искать пути, как заработать».

Когда стоит именно такая задача – быстро заработать, – считать уже некогда. Надо подобрать «бойцов» и начинать быстро действовать. Г-н Чичваркин рассказал, как сейчас он формирует команду, которой предстоит работать в определенном регионе. Ядро составляют приблизительно семь человек. Причем, чтобы подобрать первого, – который будет головой, – нужно потратить много времени. На второго – меньше, но тоже надо, и далее по убывающей. А после того как команда готова, им уже никто не нужен. Их можно отправлять в регион, они сами все сделают. Директор по развитию найдет помещение под офис, специалист по персоналу наберет сотрудников и т. д. Каждый сделает свою часть общего дела. Владельцу бизнеса остается только контролировать, но здесь меры выбираются уже индивидуально для каждой команды.

Бюджет является правдой только «двое суток с момента подписания». Причина – среда российского рынка пока что слишком быстро изменяется. Поэтому делать точные прогнозы по какому-либо рыночному сегменту не в состоянии даже те люди, которые непосредственно на нем работают и отслеживают все текущие перемены.

Какие-то достоверные цифры можно спланировать, лишь когда рынок полностью насытился конкретным продуктом. Сейчас таких товаров немного. Да и заниматься нерастущим бизнесом, на взгляд Евгения Чичваркина, неинтересно. Если есть возможность преумножать свой капитал, вовлекая новых потребителей, то зачем браться за сегмент, уже «выжатый» предшественниками? Помимо того, что осваивать новые рынки выгодно, это еще и вызывает азарт. Как сказал г-н Чичваркин: «Я вообще за эксперименты. И как только появилась финансовая возможность, мы начали это делать. И будем продолжать, потому что это интересно».

Конечно, чтобы организовать свой бизнес, у человека должна быть некая толика авантюризма. И не нужно бояться пробовать. Для примера Евгений Чичваркин рассказал, как его компания решила начать работать в Татарстане: «Считалось, что войти на татарский рынок невозможно, там заправляют местные злые люди. Мы попробовали, и оказалось, что ничего подобного нет. Местные там занимаются нефтью, а палатки возле метро никого не интересуют. А вообще если кто-то что-то продает, то всегда можно открыться рядом и сделать цену на 1 процент ниже. Это вообще закон».

Главное, запастись оптимизмом

Артистизм и оптимизм – основные составляющие успеха в бизнесе. Так считает Людмила Мургулец, вице-президент Стокгольмской школы экономики в России. Первые инвестиции должны быть сделаны в себя, в свою внешность, во взращивание оптимизма. Иначе говоря, в то, чтобы чувствовать собственный позитивный настрой и передавать его людям. Крайне важно чувствовать уверенность в собственных силах. А кто обладает этим счастливым качеством? Только оптимисты. Человек, уверенный в своих силах, не замечает трудностей. Эти вещи очевидны, вроде бы понятны многим. Но люди на самом деле мало делают для того, чтобы попытаться воплотить этот подход в свою жизнь. Наверное, это слишком просто, а большинству кажется, что успех в бизнесе – это что-то загадочное.

Г-жа Мургулец уверена, что начать бизнес невозможно, не обладая артистизмом и обаянием. Ведь на первом этапе придется вести переговоры со многими людьми, нужно будет искать деньги для воплощения бизнес-идеи. Потенциальные инвесторы и партнеры будут судить о человеке по его поведению, по тому, насколько он вызывает доверие. Здесь и понадобятся артистизм, доброжелательность и уверенность в себе. Людмила Мургулец вспомнила, как привлечь американского партнера ей и ее компаньонам удалось исключительно благодаря тому, что они сумели «создать вокруг себя положительную ауру, атмосферу доверия».

Как ни странно это звучит, но самый главный ресурс начинающего бизнесмена – это плохая ситуация, в которой он оказался. Аргументы г-жа Мургулец привела такие: «Согласитесь, что сложно бросить большую стабильную зарплату. Вы знаете, что завтра, что бы не случилось, у вас будут деньги. И расстаться с этой уверенностью почти всем людям очень непросто. Поэтому чем хуже – тем лучше для начала». Если человек недоволен ситуацией и у него есть амбиции, то сложное положение, в котором он оказался, подстегивает его, заставляет что-то предпринимать.


Инвесторов убедят цифры

Практически все имевшие опыт создания бизнеса с нуля, сошлись во мнении, что в бизнес-плане у них не было потребности. Например, Ирина Эльдарханова, председатель совета директоров компании «Конфаэль» сказала так: «У нас бизнес-плана не было. Сейчас, оглядываясь назад, я думаю, что если бы он и был, то нам бы не помог. Мы просто не смогли бы предусмотреть в нем все то, что произошло впоследствии».

И все-таки бизнес-план нужен. Без него разговор с инвестором просто не состоится. Это подтвердила Елена Ломакина, менеджер компании Ernst&Young. Инвесторов должны убеждать цифры, которые представляет бизнесмен. Им важно знать перспективы рынка, на котором работает компания. А не увидев расчетов и оценок, отраженных в бизнес-плане, серьезный инвестор никогда не начнет сотрудничать. Ирина Эльдарханова с этим согласилась: «Без бизнес-плана трудно привлечь инвестиции. Сейчас тяжело, но, возможно, когда-нибудь и в нашей стране появятся бизнес-инкубаторы. Тогда деньги для start-up получить будет легче».

Г-жа Эльдарханова также посоветовала участникам конференции четко выстраивать бизнес с самого начала. Ведь, если начинание окажется успешным, расти компания может очень быстро. А вместе с ней будет увеличиваться и хаос в бизнес-процессах. Только тогда уже навести порядок будет сложнее. Так что задумываться об этом следует еще на этапе start-up. Стоит, кстати, присмотреться к тому, как ведут бизнес на Западе: «У меня есть сын, вполне успешный, современный бизнесмен, – рассказала г-жа Эльдарханова. – Но я говорю ему, что по сравнению с иностранными предпринимателями он просто допотопный колхозник. Нам всем еще очень многому нужно учиться в плане управления бизнес-процессами».


Расти нужно вместе с партнерами

Какое же направление бизнеса будет успешным? По словам Максима Ноготкова, президента компании «Связной» нужно «найти недовольных». То есть выяснить, чего именно не хватает покупателям или что не нравится в том или ином продукте. Именно эту найденную нишу и следует занять, пока этого не сделал кто-то другой. Этот простой совет работает.

Особое внимание г-н Ноготков рекомендует уделять своим контрагентам. По его словам, небольшим компаниям лучше работать с такими же «малышами». «Старайтесь всегда быть ценным клиентом для своего банка, для своих поставщиков, – посоветовал Максим Ноготков. – Это позволит получить льготы, скидки, отсрочки платежа, которых вы бы никогда не добились от, например, крупного банка. Ведь для него вы с вашими пока что незначительными оборотами никакой ценности не представляете. Поэтому и претендовать на то, чтобы он предоставил вам какие-то особые условия, не можете». Расти компания должна вместе со своими контрагентами. По мере того как она будет набирать обороты, она должна переходить на обслуживание в более крупный банк, начинать работать с более крупными покупателями. В целом сотрудничать лучше с организациями «своего размера».

Стандарты обслуживания всегда нужно держать на высоком уровне. И даже превосходить в этом своих конкурентов, выставляющих более высокие цены. Отступать от данного правила нельзя ни в коем случае. В этом г-н Ноготков видит залог успешного развития: «Дружелюбный настрой по отношению к клиентам нельзя терять, даже если товар у вас расходится мгновенно».

Также Максим Ноготков предупредил, что людям, которые начинают свой бизнес, нужно быть готовыми к тому, что новые идеи редко восторженно принимаются окружающими. Например, пару лет назад, по данным опросов, название «Связной» люди воспринимали в целом положительно, но считали, что оно не подходит для магазинов мобильных телефонов. Теперь же, как показывают те же опросы, это название большинство респондентов считают удачным. «По мере того, как приходит успех, – заключил г-н Ноготков, – вы приобретаете все больше сторонников вашей идеи. Хотя изначально ее могли и отвергать».

Юлия Перебейнос, эксперт «Консультанта»

Источник материала: «Консультант»




Как начать бизнес с нуля


Начинать бизнес всегда непросто, в особенности когда рынок уже поделен между фирмами-конкурентами. Можно поступить по-другому, а именно: приобрести готовый бизнес под известной маркой. Такой подход весьма широко практикуется на Западе, в особенности в США, и называется франчайзингом, или же «льготным предпринимательством». В последние годы эта форма развития бизнеса все чаще находит свое применение и в России.


Как известно, в сфере услуг конкуренцию чаще всего выигрывает не тот, кто лучше, а тот, кому клиент больше доверяет, а доверяет он известной марке. Раскрученная марка является интеллектуальной собственностью - чем она известней, тем дороже стоит. Естественно, что ее владелец, вложив немалые средства в рекламу, маркетинг и т.д., не прочь получить с них доход - плату за использование своей марки партнером (франчайзи).


Кроме оплаты франшизы (первоначальный взнос за использование марки, консультации, обучение персонала и пр.), которая служит «платой за вход» в бизнес, франчайзи будет регулярно платить франчайзору проценты с оборота. Владелец бренда при этом получает возможность расширить свой бизнес, используя капитал партнеров на беспроцентной основе: ведь тиражирование бизнеса будет приводить к еще большей известности марки.


Как правило, франчайзору не хватает собственных сил и средств на то, чтобы охватить весь потенциальный рынок. А для начинающего бизнесмена с небольшим капиталом готовый бизнес под известной маркой – соблазнительная возможность организовать собственное дело, минимизировав риски. Надежная марка обеспечит ему поток клиентов, и ради этого он готов пожертвовать частью своей предпринимательской свободы, поскольку ему придется придерживаться тех правил ведения бизнеса, которые установлены франчайзором.


В России франчайзинг развивается преимущественно в столице и крупных городах. При этом многие российские бизнесмены не считают для себя обязательным неукоснительно соблюдать условия контракта. Нет у них и традиции уважать права на интеллектуальную собственность. Но все условия ведения бизнеса (меню, уровень сервиса, дизайн помещения, одежда сотрудников и пр.), прописанные в контракте, являются интеллектуальной собственностью основателя успешного бизнеса. Да и закона о франчайзинге В России пока что нет - в статье 54 Гражданского кодекса говорится лишь о «коммерческой концессии», а этого, по мнению юристов, явно недостаточно для правового разрешения конфликтов между партнерами.

По материалам газеты "Известия"


10 привычек, которые приводят к бедности


1. Чувство сожаления по отношению к себе.

Настроенные на бедность люди жалеют себя и полагают, что быть богатым им не предначертано судьбой. Кто-то жалеет себя за то, что родилась женщиной (потому что у мужчин больше возможностей), кто-то жалеет себя за полную фигуру (потому что стройные люди получают лучшие рабочие места), кто-то оплакивает свой рост, национальность, цвет кожи, религию предков, некоторые люди жалеют себя за то, что до сих пор не вышли замуж и не женились, другие плачут из-за кольца на безымянном пальце или из-за штампа о разводе, молодые видят источник проблем в неопытности, пожилые – в своем возрасте. Как вы думаете, если человек жалеет себя из-за какого-то неважного факта и целыми днями фокусируется на нем, как будут поступать окружающие его люди? Жалеть себя – это прекрасный способ обрести многотонный якорь, который остановит вас на пути личного развития и обеспечит вечную бедность. Жалеть себя – это лучший метод поиска низкооплачиваемой работы и обретения жалкого существования.


2. Жадность.

Постоянный поиск ценника с надписью «Скидка» и магазина с транспарантом «Распродажа», нежелание платить за хорошее образование своих детей (потому что вам ведь никто не помогал), стремление заставить сотрудников собственной фирмы работать как можно больше за как можно меньшие деньги – вот верные признаки того, что вторая привычка бедных людей в вас уже есть. Стремление к тотальной экономии – не признак мудрости, а индикатор того, что вы испытываете дисбаланс доходов и расходов и подходите к его разрешению с неверной стороны. Запрограммированный на богатство человек готов платить за вещи их реальную стоимость и щедро вознаграждать труд своих помощников – и того же ожидает от других.


3. Занятие делами, которые вы ненавидите.

Катя ненавидит мыть посуду, но никто не хочет помочь ей. Иван терпеть не может гулять с собакой, но ленится построить ей вольер. Сергей Петрович приходит в бешенство от необходимости составлять квартальный отчет, но ни один из его заместителей не в состоянии это сделать. Лиза презирает работу аудитора, но только так может платить за кредит, который взяла на покупку машины прошлым летом. Все эти люди готовы к неудачам и бедности – причиной тому чувства, которые у них вызывает необходимость делать неприятные дела. Ключ к спасению от третей привычки бедного человека – делать не то, что нужно, а то, что вызывает наибольшее удовлетворение. Только в этой области вы добьетесь великолепных результатов!


4. Измерение успеха деньгами.

Бедный человек уверен, что только обладание некой суммой денег способно принести ему радость. Лишь определенная сумма на счету в банке может даровать ему возможность почувствовать счастье благодаря дизайнерской одежде, красивому особняку, путешествиям, независимости от мужа или родителей или уходу с работы. Но практика показывает, что счастье так и не приходит. Успешный человек мерит счастье в единицах, более значимых, чем доллары, рубли или юани. В чем именно – каждый решает для себя.


5. Трата большего количества денег, чем можно позволить.

Кредитные карты и улыбчивые сотрудники банков с радостью помогут вам оказаться в долговой яме. Ведь человек, не желающий стать успешным, не хочет понять разницу между полезным кредитом, взятым на развитие собственного бизнеса, и губительной ссудой на покупку роскошной иномарки или огромного особняка.


6. Выбор мгновенной выгоды.

Желание получить сразу и по максимуму – извечное свойство бедных людей. Они не способны понять то, что, устраиваясь на должность со средней зарплатой в солидную компанию, можно через несколько лет иметь гораздо больше, чем если обращать внимание только на то, сколько вы получите через месяц. Готовые к неудачам студенты говорят о том, что институт только отнимает у них время, которое можно было потратить на «заколачивание барышей».


7. Хныканье.

Жизнь тяжела? Просто ужасна? Кругом дискриминация, коррупция, хамство, криминал – вам, нормальному человеку, нет дороги к успеху? Со всем этим согласится каждый потенциальный неудачник. Вакцина от этой привычки – креативность. Находите уникальные возможности бороться с пороками внешней среды, выходите победителем из изначально невыгодной для вас ситуации!


8. Сравнение себя с другими.

Петя думает, что он лучше своих одноклассников, потому что единственный окончил восьмой класс на «отлично». Вася уверен, что он хуже всех своих друзей, потому что единственный не работает на летних каникулах. Рома презирает своего брата, потому что у того еще нет Лексуса, который вчера приобрел Роман. А Лена хочет задушить свою подружку, потому что у той больше поклонников. У всех этих людей прекрасно развита восьмая привычка неудачника – стремление сравнить себя с другими. Подумайте, нужна ли эта привычка вам или лучше не допускать того, что внешний мир захватывает контроль над внутренним?


9. Измерение богатства деньгами.

Истинно богатые люди не только разорвали связь между счастьем и денежными знаками (избавившись от четвертой привычки бедняков), но и перечеркнули знак равенства между размером счета и понятием богатства. Настоящее богатство – это умение привлекать деньги, создавать их на пустом месте, организовывать новые виды бизнеса – и тогда вам не страшны ни налоговые с ген. прокуратурами, ни ограбления или похищенные номера кредиток. По-настоящему успешный человек не зависит от объемов собственного мешка с золотом.


10. Изолирование себя от собственной семьи.

Великолепные неудачники получаются из тех, кто отдаляется от собственной семьи, объясняя это нежеланием ее членов поддержать их в трудную минуту, одолжить денег, понять, разделить убеждения и тому подобное. Они не понимают, что семья – это великолепный источник внутренней поддержки, к которому можно обратиться, когда во всех остальных сферах жизни больше ничего не осталось. Только любовь близких может помочь подняться с колен, когда не остается никакой надежды – и тогда достигается истинное величие.


Источник: MEN'S CULT
Рекламый блог