Технология старта: план построения бизнеса



Марк Федин Президент "БКГ менеджмент консалтинг"


Перед тем как начинать собственное дело, человек должен ответить на следующие вопросы. Обладаю ли я достаточными способностями и квалификацией? Каковы мои личные и профессиональные цели? Что есть цель моего бизнеса? Какие финансовые вложения необходимы? Достаточно ли у меня денег? Если нет, то откуда могут поступить средства? Насколько хороша моя концепция? Захотят и смогут ли клиенты воспользоваться моими услугами?



Адаптированный к российским реалиям бизнес-план может быть структурирован так:

Цели деятельности.
Краткое описание бизнеса.
Анализ рынка.
Продукция (услуги).
Организация производства.
Инвестиционный климат и риски.
Достижение необходимого качества.
Обеспечение конкурентоспособности.
Реализация продукции.
Управление и кадры.
Финансирование.
Эффективность бизнеса и возможные перспективы.
Приложения.


В том случае, если речь идет о проекте, предусматривающем значительные инвестиции, при подготовке бизнес-плана не обойтись без высокопрофессиональных консультантов. Если же бизнес-план составляется для небольшого бизнеса, то в услугах консультанта нет необходимости.



Существует множество книг по составлению бизнес-планов и достаточно программ, автоматизирующих подготовку бизнес-плана или его частей. Могу рекомендовать то, с чем хорошо знаком. Наиболее полная библиография представлена на http://or-rsv.narod.ru/Bibliography/Bibl_R_9_1.htm. Полезные публикации о бизнес-планировании можно найти на http://www.devbusiness.ru/development/busplanning.htm. Интерес и профессиональное уважение вызывают разработчики сайта "Корпоративный менеджмент" - http://www.cfin.ru/shop/cdrom/bpworkshop.shtml, через который можно заказать CD "Мастерская бизнес-планирования III".


Из российских средств поддержки бизнес-планирования можно порекомендовать программу Project Expert ver. 7 компании "Про-Инвест". В этой версии разработчики учли подавляющее большинство слабых сторон предыдущей версии программы.


Из англоязычных полезным может оказаться интернет-ресурс INC.COM - http://www.inc.com/. Названия разделов говорят сами за себя: "Пишем бизнес-план", "Начинаем бизнес", "Бизнес одной персоны", "Покупаем бизнес или франшизу" и т. д.


Одна из лучших англоязычных программ по составлению бизнес-плана - BizPlan Builder ver. 7. На сайте компании-разработчика http://www.jian.com/ представлены планы для разных направлений бизнеса, составленные при помощи этой программы.


Очень распространенная ошибка при составлении бизнес-плана - неправильное понимание того, какие аспекты являются определяющими. Обычно много сил тратится на подготовку разделов "Финансовый план", "Анализ эффективности реализации проекта", но, как правило, совсем не уделяется внимание анализу рынка продукции и обоснованию ее конкурентоспособности. Слабая маркетинговая часть бизнес-плана, как правило, обрекает на неудачу сам бизнес. Для планирования бизнеса обязательно нужно привлекать хорошего маркетолога, а затем - финансиста. Именно в такой последовательности. Чтобы правильно оценить рынок, необходимо провести исследования в части сегментирования рынка, интересов покупателей, потенциального спроса, платежеспособного спроса, доли рынка, объемов продаж. Помимо этого необходимо проанализировать стратегию поведения конкурентов, цены и качество их товаров, возможности импорта.


В финансовой части бизнес-плана необходимо предусмотреть инфляцию, изменения цен (на продукцию, материалы, сырье, энергию и др. .) и затрат (на зарплаты, оборудование, строительство, ремонт и др. ) , изменение курса валют.


Довольно часто при составлении бизнес-плана не учитывается такая важнейшая статья, как оборотные средства. Не уделяется должного внимания налогам, игнорируются экспортные и импортные пошлины. Не учитываются накладные, непредвиденные расходы, затраты на страхование, рекламу и т. д. Отсутствует учет скидок покупателям, комиссионных и т. п. Очень часто недостаточно прорабатываются существующие ограничения: юридические, патентные, бухгалтерские, налоговые, квалификационные. Не учитываются организационные возможности, отношения с властями, налоговыми службами.


Наконец, довольно часто к серьезным просчетам при бизнес-планировании приводит излишний оптимизм разработчиков проекта, что выражается в неоправданно сжатых сроках выполнения проекта, завышенных объемах продаж, заниженных себестоимости и необходимом объеме финансирования.


Источник: Агентство по развитию предпринимательства


Продвижение продукции малых предприятий часто создает проблемы для их владельцев и руководителей. Если малое предприятие хочет достичь поставленных целей по сбыту, оно обязательно должно разработать план продвижения продукции. В малом бизнесе реклама, будучи частью этого плана, имеет следующие цели:

продать больше товаров и услуг;
увеличить долю предприятия на местном рынке;
развить конкретный вид деятельности;
объявить, что Ваше предприятие начало свою деятельность в данной
области и готово к сотрудничеству;
сообщить покупателям причину, по которой они должны прийти к Вам;
организовать наступление на конкурентов или отразить угрозу наступления с их стороны;
повысить престиж Вашего предприятия;
привлечь людей, которые только что заинтересовались данным сектором рынка;
провести исследование;
напомнить людям, знающим о Вас, что Вы постоянно готовы обслужить их;
сообщить, что Вы являетесь местным уполномоченным продавцом изделий марки, известной по всей стране, и постоянно имеете запасы этой продукции.

Продвижение продукции малых предприятий часто создает проблемы для их владельцев и руководителей. Считается, что 70% средств, идущих на рекламу и продвижение в малом бизнесе, не оказывает непосредственного влияния на объем продаж. Этот факт, однако, является результатом главным образом недостаточного внимания к планированию со стороны владельцев-руководителей предприятий. На рис.2 представлены ключевые факторы, действующие в любом виде деятельности по продвижению продукции.





Может ли быть слишком много стратегии?


Источник: Журнал "Эксперт"


"Российский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает компаниям буквально на каждом шагу."


Эта мысль авторитетного экономического журнала подтверждается в статье "Стратегии не бывает слишком много" Михаэлем Обермайером, представителем российского отделения одной из ведущих фирм по управленческому консультированию McKinsey & Company, и полностью разделяется специалистами Центра содействия предпринимательству .


Уже пятый год ЦСП предоставляет малым и средним предприятиям Свердловской области различные виды финансовой и консультационной поддержки. В процессе работы мы тоже убеждаемся, что значительная часть уральских компаний руководствуется достаточно примитивной стратегией, основанной на сиюминутном конкурентном преимуществе и не учитывающей стремительные изменения ситуации на нашем рынке.


Действительно, существующая реальность позволяет многим находить возможности для успешного бизнеса, основанные на личных связях, опыте, удачно выявленном платежеспособном спросе. Однако, удержать и развить конкурентное преимущество на длительное время удается далеко не всем. Один из основных инструментов, с помощью которого можно этого добиваться, - разработка стратегии развития предприятия, пока мало и неохотно используется нашими предпринимателями. Объективности ради надо заметить, что это относится не только к россиянам. В предисловии к своей книге "Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху" Арнольд Вайсман, известный немецкий специалист по управлению, пишет, что "только пять процентов всех предпринимателей разрабатывают свою стратегию, но именно они и получают прибыль значительно выше средней по отрасли".


Журнал "Эксперт" в процитированной выше статье справедливо указывает, что главный круг проблем, занимающий с недавнего времени почти все российские компании, связан с финансовым менеджментом. И Михаэль Обермайер также уверен, что у большинства наших компаний есть проблемы либо с потоком денежных средств, либо с деньгами как таковыми. Однако, чтобы понять, какие финансовые инструменты нужно внедрять, подчеркивает он в своем интервью журналу, нужно выяснить природу конкурентной проблемы, стоящей перед компанией. А это возможно только в процессе разработки стратегии.


Специалисты ЦСП придерживаются аналогичных подходов к консультированию предприятий. Мы уверены, что выявление и решение проблем предприятия надо начинать с разработки четкой стратегии. Наши консультанты используют для этого современные методы, рекомендованные Ассоциацией консультантов по управлению и организационному развитию (Россия) и фирмами "ГОПА", "Либих и партнер" и "Конфиденс консалт" (Германия). Эти методики успешно применялись при разработке стратегии екатеринбургскими предприятиями "ПТН- инвест", "Наш дом", Протезно-ортопедический завод и другими. При необходимости они могут быть органично дополнены консультациями опытных специалистов в области финансового менеджмента и контроллинга, маркетинга, организационного развития, налогообложения.


Применяемые нами методы консультирования предусматривают взаимодействие консультантов и клиента на всех этапах - от анализа проблем до внедрения решений. При этом консультант выступает в качестве организатора совместной работы, а представители предприятия - в качестве экспертов и коллективного органа, анализирующего ситуацию и вырабатывающего решения.


Подобный подход (так называемое консультирование по процессу) можно охарактеризовать как работу по принципу "сделай сам". Опыт показывает, что люди с гораздо большей заинтересованностью воспринимают те решения, в разработке которых они участвовали. К тому же представители руководства, различных служб и подразделений предприятия, составляющие группу экспертов, отражают различные точки зрения на обсуждаемые проблемы и групповые интересы, что способствует принятию более взвешенных управленческих решений. В ходе их взаимодействия удается согласовать точки зрения различных сторон, что само по себе помогает устранять многие внутренние проблемы предприятия и увеличивает шансы на реализацию разработанных мероприятий.


Конечно, можно самим попытаться осуществить подобную работу на предприятии. Но преимущество привлечения консультантов не только в том, что они владеют специальными методами организации групповой работы, делающими более эффективным процесс взаимодействия и сотрудничества специалистов предприятия, но и в том, что внешние консультанты независимы от сложившихся в организации стереотипов и расклада сил, способны к видению предприятия со стороны. Все это делает полезным привлечение консультантов для анализа проблем и определения возможной стратегии развития предприятия.


В качестве теоретической основы для разработки стратегии мы используем метод портфолио-планирования, который позволяет анализировать все ресурсы предприятия и создавать различные стратегии для отдельных "полей деятельности". Целесообразность дифференцированного подхода к планированию объясняется тем, что параметры рынка и значимые изменения внешней среды для большинства направлений деятельности предприятия слишком различны, чтобы было возможным разработать для них одинаковые стратегии.


Применяемая нами методика работы предусматривает следующие основные шаги по разработке стратегии:


1. Определяются "поля деятельности" предприятия.

2. Для каждого "поля деятельности" оценивается привлекательность рынка и позиция предприятия относительно конкурентов.

3. Определяется положение "полей " в матрице "Рынок-конкуренция".

4. Делается сравнение и выбор стратегических альтернатив (постановка целей).

5. Оформляется концепция плана (на основе анализа рыночной тенденции обозначается желательная позиция и величина каждого "поля деятельности").

6. В зависимости от рыночных прогнозов и поставленных целей с учетом рекомендуемых действий (стандартных стратегий) формулируются стратегические мероприятия для каждого "поля".

7. Планируются ресурсы для реализации намеченных мероприятий.


Особенность применяемой нами методики в том, что мы не даем конкретных рекомендаций по содержанию стратегического плана. Консультанты предлагают только инструмент, аналитическую систему, с помощью которой он может быть построен. Разработка стратегии - это искусство. Результат такой работы зависит во многом от опыта, знаний, интуиции и творческого потенциала менеджеров предприятия.


Для того, чтобы понять, нужно ли Вам проделать подобную работу на своем предприятии, ответьте сами себе на следующие вопросы:


1. Имеете ли Вы представление о состоянии Ваших деловых полей и областей деятельности?

2. Можете ли Вы установить приоритеты в Вашей деятельности и бюджете?

3. Знаете ли Вы области деятельности Вашего предприятия, обещающие успех в будущем, для того, чтобы направить в них Ваши инвестиции?


Если на все эти вопросы Вы ответили "да", то это означает , что Вы уже интуитивно планировали деятельность с помощью портфолио-анализа. Если же Вы пока не можете утвердительно ответить на эти вопросы, то для Вас такая работа будет особенно полезна. Она поможет Вам не распылять свои силы понапрасну, а сконцентрировать их на тех направлениях, которые могут привести к наибольшему успеху.




Франчайзинг: бизнес по чужому рецепту


Андрей НАЗАРЕНКО, "Commercial Property"


По данным Международной ассоциации франчайзинга, средняя рентабельность инвестиций за первые 10 лет работы для обычных независимых предприятий составляет около 300%, для компаний же, работающих в рамках франчайзинговых соглашений, - более 600%. Из всех создающихся в мире независимых компаний в течение 3-х лет в среднем около 90% прекращают свое существование, для франчайзинговых же компаний доля банкротов в первые 3 года составляет менее 10%. В целом, за последние пять лет в мире менее 8% франчайзинговых предприятий оказались нежизнеспособными.


Если во всем мире франчайзинг уже давно стал неотъемлемым атрибутом экономики (по оценкам экспертов, в развитых странах мира более 40% всех продаж осуществляется через франчайзинговые сети), то в Украине эта бизнес-технология только начинает находить своих приверженцев. Активно развивается внутрений франчайзинг, представляющий собой достаточно специфический сплав зарубежных франчайзинговых технологий и отечественных подходов к ведению бизнеса и менталитета в общем. Большинство зарубежных компаний все еще предпочитает обеспечивать присутствие на украинском рынке собственными силами, вкладывая значительные средства в новое строительство и приобретая функционирующие объекты (как правило, торговой недвижимости), или выступая арендатором соответствующих помещений. Однако в последние годы международые компании начинают проявлять значительный интерес к сотрудничеству с украинсками партнерами на основе франчайзинга, при котором бо'льшая часть капитальных затрат осуществляется местной стороной. Отечественные бизнесмены со своей стороны также приходят к осознанию всех преимуществ использования известной торговой марки и отработанной технологии ведения бизнеса международных компаний.


В целом, франчайзинг как составляющая экономики Украины находится на начальном этапе развития. По данным Ассоциации франчайзинга Украины, в нашей стране на сегодняшний день функционирует около 100 франчайзинговых сетей (для сравнения: в США их количество составляет более 1500, во Франции - более 750, в Польше - около 140). И хотя успешные примеры использования франчайзинга в Украине остаются достаточно редкими, в последние несколько лет их количество начало постепенно увеличиваться. В то же время эксперты отмечают, что развитие франчайзинга в Украине сдерживается целым рядом факторов, основными из которых являются: несовершенство законодательной базы, отсутствие у отечественных предпринимателей опыта работы в рамках франчайзинга, недобросовестное отношение к выполнению договорных обязательств и чужой интеллектуальной собственности, низкий уровень развития банковского кредитования и так далее.


Франчайзинг как форма отношений


Термин "франчайзинг" произошел от французского слова "franchise", означающего "льгота, привилегия, освобождение от налога или взноса". Согласно Руководству по франчайзингу Всемирной организации интеллектуальной собственности, франчайзинг представляет собой форму отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна сторона (франчайзер), располагающая разработанной системой ведения бизнеса, известной торговой маркой, фирменным стилем, ноу-хау, торговыми и/или производственными секретами, знаниями, опытом, репутацией и прочими нематериальными активами, разрешает другой стороне (франчайзи) использовать эту систему на оговоренных условиях.

Фактически, франчайзинг - это способ организации бизнеса, при котором компания-владелец (франчайзер) передает независимому бизнесмену или компании (франчайзи) право на продажу товаров и услуг этой компании в обмен на обязательство франчайзи продавать эти товары или услуги:

с соблюдением определенных качественных характеристик;
с применением обусловленных технологий;
по разработанной схеме;
в четко установленном месте;
под определенным товарным знаком.


В обмен на часть прибыли и независимость франчайзи получает достаточно известный товарный знак, проверенный временем метод ведения бизнеса и целый пакет технологий и ноу-хау.


Одним из ключевых понятий в системе франчайзинговых отношений является франшиза (франчайзинговый пакет). Под ним понимается полная бизнес-система, включая пособия по ведению работ, программное обеспечение, документацию и другие материалы, которую франчайзер передает франчайзи. Наличие франшизы позволяет последнему работать достаточно эффективно, даже при отсутствии предварительного опыта и знаний в соответствующей сфере бизнеса.


Виды франчайзинга


Характер отношений между франчайзером и франчайзи в значительной степени зависит от вида франчайзингового соглашения.


В зависимости от уровня эксклюзивности предоставляемых прав франшиза делится на исключительную (эксклюзивное право франчайзи использовать франшизу на определенной территории) или неисключительную, предполагающую возможность конкуренции на определенной территории нескольких франчайзи одной и той же сети и непосредственного франчайзера.


Как правило, крупные международные франчайзеры используют следующую схему развития франчайзинговой сети в той или иной стране: на первом этапе создается собственное представительство, которое в течение нескольких лет, наряду с изучением рынка, осуществляет основную деятельность с использованием стандартных подходов, тем самым апробируя его в новых условиях и, если это необходимо, адаптируя. Если в результате делается вывод о соответствии бизнес-подхода компании условиям рынка и о готовности местных компаний работать по франшизе, представительство начинает осуществлять поиск и отбор франчайзи, в полной мере обеспечивая поддержку и контроль их деятельности без привлечения головного офиса.


В зависимости от содержания франшизы (франчайзингового пакета) выделяются такие виды франчайзинга:

производственный;
товарный;
сервисный;
франчайзинг бизнес-формата.

В рамках производственного франчайзинга предметом соглашения является продажа на льготных условиях специального оборудования для производства определенной продукции. При этом франчайзинговый пакет, как правило, включает в себя: требования к производственным и складским помещениям, руководство по организации производства и инструкции по управлению производственным персоналом, право использования защищенных патентами технологий и торговой марки.


Производственный франчайзинг предполагает передачу франчайзером запатентованных технологий и сырья для производства определенного продукта. Чаще всего при этом франчайзер производит и поставляет франчайзи определенные ингредиенты, технология производства которых не разглашается.


В наибольшей степени этот вид франчайзинга представлен в производстве безалкогольных напитков. Практически все предприятия, осуществляющие разлив и упаковку продукции таких известных компаний, как Coca Cola, Pepsico и другие, осуществляют свою деятельность в рамках производственного франчайзинга. При этом франчайзер продает франчайзи необходимые для производства концентраты. Франчайзи затем распределяет готовую продукцию среди местных дилеров.


Производственный франчайзинг имеет много общих черт с лицензионным соглашением. Однако франчайзи в отличие от лицензиата во взаимоотношениях с потребителями, работая под фирменным наименованием или товарным знаком франчайзера, ассоциируется с ним и является представителем его товаров (услуг).


При товарном франчайзинге франчайзи на льготных условиях получает от франчайзера товары для их дальнейшей реализации. При этом франчайзером, как правило, выступает крупный производитель, предоставляющий франчайзи право на продажу и сервисное обслуживание под торговой маркой франчайзера товаров, изготовителем которых может быть как сам франчайзер, так и другие компании. Как правило, франчайзер поставляет франчайзи определенный товар в рамках оговоренного ассортимента для продажи по оговоренной технологии. В отличие от дилерских договоров, в рамках соглашений о торговом франчайзинге детально прописываются требования к технологии продаж и условия использования товарного знака. Кроме того, франчайзер, как правило, обеспечивает франчайзи финансовой (в случае приобретения или строительства объектов недвижимости), рекламной, консультационной и информационной поддержкой, предоставляя также услуги обучения и стажировки персонала.


В целом, по мнению экспертов, товарный франчайзинг в большей степени выгоден франчайзеру, поскольку обеспечивает продвижение его товарного знака и расширение сети сбыта при минимальных капитальных и текущих затратах. Чаще всего товарный франчайзинг используется в продаже бензина, автомобилей, велосипедов, алкогольных и безалкогольных напитков и других товаров в рознице.


В рамках сервисного франчайзинга франчайзер, заинтересованный в обеспечении единства сервисной и торговой политики, проводимой под одной торговой маркой, кроме передачи оборудования и предоставления права на продажу услуг, осуществляет передачу технологий продаж, обслуживания клиентов, а также контролирует все аспекты их применения. В целом, сервисный франчайзинг представляет собой синтез двух описанных выше видов франчайзинга в сфере услуг. Сущность его заключается в том, что франчайзи предоставляется право на осуществление определенного вида деятельности под торговой маркой франчайзера.


Наиболее же перспективным на сегодняшний день видом франчайзинга является франчайзинг бизнес-формата. При этом франчайзер, кроме прав на использование товарного знака, передает франчайзи отработанную модель организации и ведения бизнеса. Франчайзинг бизнес-формата предполагает составление франчайзером обширного пакета сопутствующих аренде торговой марки документов - так называемого brand-book, включающего в себя детальные технологии ведения бизнеса и правила, вплоть до параметров работы с недвижимостью (месторасположение, интенсивность людских потоков, диапазон арендной ставки и так далее), оформления интерьера помещений, освещения, расположения мебели, внешнего вида сотрудников, специфики работы с поставщиками, рекламной политики и т.д. В результате, франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и фактически становится частью его общей корпоративной системы. Во многих случаях, как это, например, происходит в сетях фаст-фуд McDonald's, франшизные точки обслуживаются централизованными поставками продуктов, следуют единому подходу в части технологического процесса, ассортимента, стиля обслуживания и так далее. Исключения в виде незначительных отклонений от стандарта допускаются очень редко. К примеру, несмотря на то, что во всем мире в ресторанах сети McDonald's напитки, содержащие алкоголь, не входят в ассортимент продукции, в Германии и Чехии в меню включено пиво, поскольку оно является неотъемлемой частью национальной культуры.


К примеру, в США, по оценкам экспертов, на сегодняшний день франчайзинг бизнес-формата составляет около 75% от общего количества франчайзинговых соглашений.


Обязанности сторон


Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, используя его репутацию и имидж, а поэтому большинство конечных потребителей идентифицирует его по своему фирменному стилю и особенностям работы с франчайзером.


Именно поэтому для успешного ведения бизнеса и недопущения негативного воздействия на общий имидж и рыночную репутацию франчайзинговой сети франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и регулирует определенные аспекты его деятельности. При этом не нарушается экономическая и юридическая самостоятельность франчайзи. В целом, во франчайзинговогом соглашении оговариваются обязанности как франчайзера, так и франчайзи (см. таблицу).


Цена франчайзинга


Общая цена франшизы включает следующие виды платежей:

начальная плата (паушальный взнос) за получение лицензии на использование торговой марки и других объектов интеллектуальной собственности франчайзера. Составляет 5-10% от совокупной стоимости создания одной франшизной точки;
периодические (как правило, ежемесячные или еженедельные) отчисления· (роялти, сервисная плата) - в процентах от валового дохода (прибыли, оборота) или в абсолютном денежном выражении за использование товарного знака, ноу-хау, технологий, а также за предоставляемую франчайзером техническую и информационную поддержку, обучение и консалтинг;
плата за рекламу - платежи в общий рекламный фонд франшизной системы· (отдельная строка бюджета франчайзи или элемент платежей роялти);
дополнительные платежи за услуги франчайзера, не предусмотренные· франчайзинговым соглашением.


По данным Международной ассоциации франчайзинга, начальная плата для большинства франчайзеров находится в диапазоне от $20000 до $28000. Периодические же платежи франчайзи в среднем варьируются от 3% до 6% от объема продаж.


Эксперты рекомендуют акцентировать внимание на величине совокупных затрат, необходимых для открытия франшизной точки. Для большинства франчайзинговых сетей мира этот показатель находится в диапазоне от $20 000 до $1 000 000, в зависимости от типа франшизы, сферы бизнеса, прав на недвижимость и земельный участок (аренда или приобретение в собственность). В среднем объем инвестиций, необходимый для создания одной франшизной точки, включая стоимость недвижимости, составляет около $320 000.


Преимущества и недостатки


Популярность франчайзинга объясняется целым рядом преимуществ его использования как для франчайзера, так и для франчайзи.


Однако, наряду с преимуществами, использование франчайзинга сопровождается рядом недостатков, именно поэтому специалисты призывают не считать данную технологию единственным решением всех бизнес-проблем.


Для того, чтобы обезопасить себя от возможных рисков, франчайзеры, как правило, очень тщательно подходят к процессу отбора франчайзи, предъявляя к потенциальным покупателям франшизы достаточно жесткие требования. Кроме того, в процессе работы франчайзеры, как правило, осуществляют детальный мониторинг всей франчайзинговой сети для определения назревающих проблем и принятия своевременных решений.


В целом, по оценкам экспертов, по сравнению с возможностями и преимуществами технологии франчайзинга как способа развития бизнеса, его недостатки для франчайзи настолько незначительны, что большинство малых и средних компаний ими просто пренебрегают. Основной недостаток, приписываемый франчайзингу - ограничение свободы франчайзи. Однако он же, по мнению большинства экспертов, является и преимуществом, поскольку определение законов и правил ведения бизнеса, а также контроль их надлежащего выполнения обеспечивает высокий уровень эффективности работы франчайзи в соответствии со стандартами франчайзера. Фактически, франчайзи рискует только ошибиться в выборе франчайзера, а также в соответствии стратегии своего развития нормам и ограничениям, связанным с выполнением франчайзингового соглашения.



Франчайзинг: мировой опыт


Мнения специалистов относительно официальной даты рождения франчайзинга как технологии бизнеса несколько неоднозначны. Одни связывают его появление с активным использованием английскими пивоварами в начале XIX века так называемой системы "объединенных домов". Другие утверждают, что корни франчайзинга следует искать еще глубже - в средневековой Англии, где активно происходила торговля правами на проведение ярмарок и базаров, строительство и эксплуатацию дорог. Однако большинство экспертов считают первым примером реализации технологии франчайзинга в ее современном виде схему продажи швейных машинок, активно применявшуюся компанией Singer в середине XIX века в США. В результате проведения политики активного расширения производства компания Singer столкнулась с необходимостью централизованного сервисного обслуживания и ремонта огромного количества швейных машин, что оказалось экономически неэффективным. Было принято решение о создании сети финансово независимых компаний с предоставлением им исключительных прав продажи и обслуживания швейных машин Singer на определенной территории. Производство обеспечивала компания Singer, предоставляя машинки франчайзи со значительной скидкой по сравнению с рыночными ценами. Данное новшество позволило в короткие сроки (около 10 лет) утроить объем производства. Аналогичную схему - предоставление определенных прав на использование торгового знака, продукции и/или технологии - в дальнейшем успешно использовали такие компании, как Coca-Cola (с 1886 года), General Motors (с 1898 года, на сегодня - более 11 000 франчайзи), A&W Root Beer (с 1924 года). С начала 1930-х годов франчайзинг стал основным направлением развития ресторанов фаст-фуд, в частности таких компаний, как McDonald's, Kentucky Fried Chicken, Dairy Queen и Hardee's, компаний Pepsi и 7-UP. После "великой депрессии" в США нефтеперерабатывающие компании начали использовать джоббинг - своеобразный аналог франчайзинга. В 60-70 годах ХХ столетия в США начался настоящий бум франчайзинга в развитии малого и среднего бизнеса. В стране открывалось огромное количество турагентств, гостиниц, химчисток, прачечных, СТО, салонов красоты, ресторанов, кафе, развлекательных клубов и т.д.


В силу своих очевидных преимуществ и подтверждаемой на практике эффективности франчайзинг очень быстро завоевал широкую популярность во всем мире. На сегодняшний день франчайзинг используется в более чем 75 сферах бизнеса - от фаст-фуд и ресторанов до операций с недвижимостью и юридических услуг.


По данным FRANDATA Corporation, сферами экономики, в которых франчайзинг получил на сегодняшний день наибольшее распространение являются: заведения фаст-фуд - около 20% общемирового количества франчайзи, розничная торговля (в том числе продуктами питания) - 15%, сфера услуг (в том числе спортивных и туристических) - около 12%, автомобильные перевозки и обслуживание - 8%, строительство - 7%. При этом около 50% всех франчайзинговых сетей мира работают в сфере торговли, где ключевое место принадлежит заведениям фаст-фуд, ресторанам, магазинам промышленных и продовольственных товаров. В среднем, около 80% заведений фаст-фуд крупнейших мировых операторов находятся в управлении франчайзи.


Сейчас франчайзинг в наибольшей степени развит на своей родине - в США, где, по информации Международной ассоциации франчайзинга, в рамках около 1500 франчайзинговых сетей существует более 350 тысяс франчайзи (франшизных точек). Годовой объем продаж в рамках системы франчайзинга превышает $1,5 триллиона, при этом более 40% предприятий розничной торговли являются франчайзинговыми (прогноз на 2010 год - 50%). Франчайзинг в сфере розничной торговли обеспечивает около 15% ВВП США. Приблизительно 60% ВНП страны производится предприятиями малого и среднего бизнеса, более 50% которых работает по системе франчайзинга. По данным администрации малого бизнеса США, за последние пять лет в стране более 85% малых предприятий по тем или иным причинам прекратили свое существование. За тот же период только 14% предприятий-франчайзи были закрыты. Таким образом, в среднем из 8 созданных франшизных предприятий в течение первых пяти лет только 1 прекращает свое существование.


В других странах мира франчайзинг развит несколько в меньшей степени, к примеру, в странах Западной Европы доля франчайзинга в розничной торговле составляет 30%. Всего в странах ЕС сейчас действует около 4000 франчайзинговых сетей, в которых трудится около 1,5 миллиона человек, а их годовой оборот превышает $120 миллиардов. Компании Великобритании, Франции, Германии и других стран достаточно активно используют систему франчайзинга. К примеру, в Великобритании ежегодный доход франчайзинговых сетей составляет более 10 миллиардов фунтов стерлингов. По данным Британской ассоциации франчайзинга, в 2001 году более 90% франчайзи в Великобритании были прибыльными, за этот год держатели франшиз создали более 325 тысяч рабочих мест. Во Франции, занимающей в Европе третье место (после Великобритании и Германии) по количеству франчайзинговых сетей, насчитывается более 600 франчайзеров и 30 тысяч франчайзи.


Одним из наиболее показательных примеров эффективной реализации франчайзинговой технологии является сеть компании McDonald's, представленная на сегодняшний день в 119 странах мира более 30 000 ресторанами, около 75% (примерно 23 000) из которых находятся в управлении франчайзи. Также следует выделить сеть IKEA, все магазины которой (более 180 в более чем 60 странах) работают по франчайзинговым соглашениям.